Вы помните свой первый велосипед? Тяжёлый, неуклюжий, и со смешным клаксоном-пищалкой на руле? А может быть вы катались на соседском велике? Многие из нас впервые пробовали ездить именно на таких. Проехать десять-пятнадцать метров и не упасть было уже за счастье. «Тридцать лет назад было немного иначе», - думала я, наблюдая за подъезжающим к детской площадке велосипедом цвета фуксии, с капором и множеством мигалок на руле. За рулём сидела очаровательная барышня двух лет, а всей конструкцией гордо управляла мама с помощью ручки на велосипеде. 

Хорошо это или плохо, но производители детских товаров захватили сознание детей не хуже пришельцев-марсиан из фильмов. И если вы родитель – вам не выиграть эту войну. Придётся сражаться за малые победы на своей территории. Например, решать, какой именно космолет взять с собой на прогулку из тех 3-х, что пришлось купить из 74 возможных вариантов.

Велосипед для девочки

О вкусах не спорят. Особенно о детских. У меня вот, например, куклы всегда лежали где-то в сторонке, а всё игровое пространство занимали машинки. И у меня не было велосипеда, потому что я жутко трусила. Зато был самокат, который я очень долго и искренне любила. На настоящий большой велосипед (горный 24-скоростной) я села в 25 лет, успешно съехала с холма, упала и художественно поцарапалась. Тем не менее все эти пазлы моего детства сложились в картинку под названием «Сыну срочно нужен велосипед!» А было сыну на тот момент два года.

Честно скажу, велосипед ребенку действительно нужен. К примеру, сын целую неделю вполне мирно делил транспорт с подружкой по песочнице, мастером езды на трёхколёсном велосипеде. Но девушка не собиралась долго терпеть кавалера без транспорта. Чтобы не ударить в песок лицом, мы отправились в магазин. Запомните правило номер один - покупать детский велосипед стоит только в том случае, если ребёнок проявляет однозначный и неоднократный интерес к данному виду транспорта. Или если у вас есть гараж для детской колёсной техники, куда поместится всё, вне зависимости от степени нужности.

Велосипед с ручкой и тентом

Если ваш ребёнок всё ещё любит поспать в коляске на прогулке, а места в квартире не слишком много, не покупайте ему велосипед с ручкой управления для родителей. Такой велосипед будет служить вам в качестве коляски, уступая ей при этом по маневренности, дальности возможных поездок и степени комфорта для ребёнка. Вес его приблизительно равен весу обыкновенной коляски для прогулок, однако на этом сходства заканчиваются - такой велосипед коляски все равно не заменит. Несмотря на это, такой детский вид транспорта сейчас достаточно популярен.

На тот момент моим главным критерием покупки был вес – чем легче, тем лучше. Я понимала, что коляска моему ребёнку ещё нужна, поэтому велосипед должен был быть лёгким настолько, чтобы я смогла захватить его с собой в качестве дополнительного груза в свободную руку. Несмотря на невозможность поставленной цели, такая модель нашлась в ближайшем из детских магазинов. Производства Республики Китай, она весила не больше двух килограммов, была о трёх колёсах с багажником и странной конструкцией на руле, которая по задумке производителя должна была истошно вопить при нажатии на кнопку и сиять ядовито красными огнями. Конструкцию эту пришлось немедленно демонтировать, и в результате получился очаровательный велосипедик для двухлетнего малыша.

Детский трехколесный велосипед

Он достаточно маневренный и устойчивый, несмотря на свою лёгкость. Небольшой перекос в левую сторону при поворотах был устранён подкручиванием одного винта. В багажник счастливый ребёнок положил игрушки. Достойный вариант для начинающего велосипедиста.

Сегодня в качестве первого транспорта для своего малыша родители всё чаще выбирают беговелы. Эта чудесная придумка человечества очень полезна для ребёнка: она учит его держать равновесие, что необходимо для дальнейшей езды на двухколёсном велосипеде. Но мне беговел на тот момент не подходил по двум причинам.

Во-первых, я была на приличном сроке второй беременности, и меня совершенно не прельщала необходимость догонять умчавшегося вдаль ребёнка (на беговелах можно развить весьма приличную скорость, а в местах наших прогулок каждые 100 метров – выезды из дворов). На маленьком трёхколёсном чуде особо быстро уехать не получится при всём желании. Во-вторых, ортопед настоятельно рекомендовал сыну научиться крутить педали: езда на велосипеде очень укрепляет мышцы ног и предотвращает развитие вальгуса стоп.

Беговел фото

Итак, правило номер два – и ребёнку, и его родным первый транспорт не должен доставлять дискомфорта. Простота и лёгкость – вот ваши ориентиры.

Обычно подобного простенького велосипеда хватает на один сезон. Следующим летом подросший малыш будет чувствовать себя «в седле» не слишком комфортно, и настанет черёд «настоящего» велосипеда – «как у взрослых!», как сказал мой сын.

Давайте поговорим о том, как выбрать велосипед соответственно росту и весу будущего обладателя.

1. Размер колёс бывает от 12 до 26 дюймов.

  • 26-дюймовые – это уже подростковые велосипеды, рассчитанные на возраст от 14 лет и старше;
  • 12-дюймовые подойдут для человечка до четырёхлетнего возраста ростом до 98 сантиметров;
  • 14-дюймовые – для тех, кто постарше и повыше (3-5 лет, рост до 110 сантиметров);
  • 16-дюймовые будут удобнее ребятам 4-6 лет ростом до 116 сантиметров;
  • 18-дюймовые встречаются реже, они рассчитаны на возраст до 7 лет и рост около 120 см;
  • 20-дюймовые в принципе могут быть комфортными ребёнку от 6 до 11 лет ростом до 125 см;
  • 24-дюймовые – для почти «взрослых» детей от 10 до 14 лет, подросших до 155 см.

Велосипед для мальчика

2. Никогда не покупайте велосипед без ребёнка. Транспорт необходимо «примерить» и учесть некоторые обязательные требования:

  • ребёнок должен доставать до земли ступнями, а расстояние между ногой и рамой должно быть не меньше 10 сантиметров (ширина ладони). Это нужно, чтобы в случае аварийной ситуации с велосипеда можно было легко спрыгнуть.
  • проверяем и регулируем высоту сидения: при прокрутке педалей ноги находятся внизу в положении «почти выпрямлены» и вверху – в положении «не касаются руля». На педаль нога ставится всей ступнёй. важна высота руля: пусть ребёнку будет комфортно настолько, чтобы при езде не уставала спина, а угол поворота составляет меньше 90 градусов, чтобы при падении не травмировать «гонщика».
  • вес транспорта и вес владельца должны быть соизмеримы. Нужно, чтобы велосипедист сам мог кантовать свой транспорт, а не просить довезти его буксиром кого-то постарше. Детские пластиковые велосипеды практически невесомые, но они выдержат не более 12-15 кг. Импортные сделаны из алюминия, соответственно, они легче. Отечественные из стали. Однако даже наш первый «взрослый» велосипед российского производства с колёсами 14 дюймов может выдержать до 50 кг, сам при этом весит около семи кг.

3. Поговорим о тормозе. Вариантов два: ручной и ножной. Честно говоря, лет до шести ручной тормоз маленькому человеку не очень нужен. Недостаточно иметь крепкие пальцы, необходимо ещё и сориентироваться в случае опасности или препятствия, а не всегда в этом возрасте координация позволяет совершать несколько действий одновременно. Ножной тормоз срабатывает на уровне инстинкта, и лёгкое движение ногой молниеносно останавливает велосипед. Хотя, конечно, ручной тормоз – это «круто», и мой почти четырёхлетний сын всё интересуется, когда же и ему такой «приделают».

4. Также мы ориентируемся на длину рамы. Но этот показатель несколько условный при выборе именно детского велосипеда. Какие бы нормы не указывались производителем, всё равно удобство и комфорт при «живой» проверке окажутся в приоритете. Не берите велосипед «впрок»! Это у кофточки можно подвернуть рукав, а джинсы подшить. В случае велотранспорта мы думаем о безопасности ребёнка, а категория «на вырост» нарушает все правила, обозначенные выше.

5. Ещё элементы безопасности: закрытая цепь и шлем. В цепь не попадёт штанина, а шлем надёжно защитит голову. Именно поэтому его тоже нельзя брать «на вырост».

Велосипед с ручным тормозом

Если малыш ещё не научился балансировать на беговеле, то его первый «серьёзный» велосипед будет со съёмными боковыми колёсиками. По мере взросления и приобретения навыков и умений они снимаются, и велосипед становится обычным двухколёсным.

Подростковый велосипед – это уже «почти взрослый» транспорт, уступающий последнему лишь в размерах. Критерии при выборе подростковых байков приблизительно те же, за некоторыми небольшими исключениями. Во-первых, тормоза. Всё-таки ножной остаётся самым надёжным, так как именно он поможет в случае экстренного торможения. Если же вы выбрали модель с ручным тормозом, тысячу раз убедитесь в его удобстве и исправности. Все подростки готовы мчаться быстрее ветра, но безопасность в непредвиденной ситуации остаётся в приоритете. Во-вторых, девушка и юноша выберут себе разные модели. Дамские модели имеют элегантный дизайн, богатый выбор расцветок, более низкую раму, узкий руль, широкое сидение и обязательно закрытую цепь. В-третьих, десятилетнему мальчишке не надо покупать велосипед с большим количеством передач! Не сумеет он одновременно переключать скорости и внимательно следить за дорогой! Дайте ему немного подрасти.

О «железных конях» можно рассказать множество интересных историй и фактов, которые выйдут за рамки одной статьи. Однако мы надеемся, что наши советы помогут вам найти вашему малышу именно ту модель, которая не один год будет радовать и приносить удовольствие от катания своим владельцам.